Вопрос серьезный, ведь контейнеры и площадки денег стоят, и денег приличных. За свой счет их оборудовать накладно.
И вот только не надо опять всё перекладывать на кошельки граждан. Кошельки не бездонные. Сейчас будем мифы разрушать.
Миф первый – контейнерные площадки оборудует администрация за счет бюджета
Как сказал один бывший президент, денег нет, и пожелал держаться. Возможно поэтому у местных властей на закупку контейнеров денег не хватает. Не заложены в бюджет.
Хотя статья 8 Закона “Об отходах производства и потребления” четко говорит:
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
Означает ли это, что контейнеры должны устанавливаться за счет бюджета? Нет.
Это лишь означает, что обязанности по приобретению контейнеров могут быть переложены на других лиц.
Миф второй – платят все! (по версии Минприроды)
Минприроды действительно дало такое разъяснение. В письме Минприроды говорится, что контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора
Почему Минпроды сделало такой вывод? Приведу цитату из этого же письма:
Вместе с тем законодательством прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО
Расплывчатый ответ, согласитесь. Мол никто не обязан, но если вам надо, то вы и покупайте.
Хотя в этом разъяснении указано, что контейнеры приобретает региональный оператор, в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа.
Миф третий – контейнеры за счет собственников и управляющих компаний
Согласен, раньше так и было. Содержанием контейнерных площадок должны были заниматься собственники земельных участков, на которых расположены площадки. В многоквартирных домах такая обязанность была возложена на управляющие компании.
За грязные контейнерные площадки даже штрафы выписывали управляющим компаниям. Да и сейчас привлекают их к ответственности за мусор на контейнерных площадках и рядом с площадками.
Но это было раньше, а сейчас законодательство немного изменилось.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов
В Правила обращения с отходами (Постановление №1156) включили новое понятие:
“погрузка твердых коммунальных отходов” – перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;
То есть в законодательстве прямо указано, что уборкой мест погрузки занимается региональный оператор.
Внимательный читатель наверняка возразит, что “место погрузки” и “контейнерная площадка” это не всегда одно и тоже, а просыпавшийся при погрузке мусор и мусор, который жители бросили мимо контейнера, это две большие разницы.
Соглашусь, но мы ведь еще самое главное не рассмотрели.
Пункт 13 Правил обращения с отходами еще в прошлом году предусматривал, что за содержание контейнерных площадок отвечают собственники и управляющие компании. А теперь из этого пункта убрали такую обязанность.
Получается, что за уборку места погрузки ТКО отвечает региональный оператор, а за содержание контейнерной площадки отвечает некое “ответственное лицо”.
Возможно, тут имеется ввиду, что за контейнерные площадки, включенные в общее имущество дома, отвечают собственники и управляющая компания, а за невключенные площадки отвечает муниципалитет.
Впрочем, это всё про содержание площадок, а нас интересует другой вопрос – за чей счет контейнеры ставить?
У собственников нет обязанности за свой счет контейнеры приобретать.
Остался региональный оператор – он и крайний
В соответствии с п. 13(1) Правил обращения с ТКО
региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Есть еще пункт 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление № 484):
Необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Вот мы и нашли того, за чей счет должны приобретаться контейнеры (бункеры) для накопления ТКО, за чей счет осуществляется их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов.
Эти обязанности возложены на регионального оператора, являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.
На мой взгляд, это логично. Региональный оператор оказывает потребителям услугу. При помощи контейнеров ему работать удобнее и выгоднее, чем без контейнеров. Потребители ему за услугу платят и вправе рассчитывать на соответствующий сервис.
Контейнеры для ТКО это ведь как корзинки для продуктов в супермаркете или тележки для товаров в гипермаркете. Покупатель в них складывает товары, на кассе эти товары пересчитываются, кассир называет сумму, покупатель эту сумму оплачивает. Покупки вместе с довольным покупателем отправляются домой, а корзинка и тележка остаются в магазине.
Магазины при этом не просят потребителей приобретать тележки и корзинки для товаров и продуктов, а сами за свой счет и в своих коммерческих интересах оборудуют ими свои магазины. Есть, конечно пример Ашана, который просил монетки в тележки засовывать (может и сейчас просит, давно там не был), но покупать тележки точно не предлагал.
Для регионального оператора такими “корзинками и тележками” являются контейнеры для ТКО. И точно также как супермаркет закладывает в цену товаров свои расходы на приобретение корзинок, региональный оператор в тариф закладывает расходы на установку контейнеров.
Л-Логика!
Ложка дёгтя
С тем, что контейнеры устанавливает региональный оператор, мы разобрались. И что контейнеры для него это как тележки для гипермаркета, тоже выяснили.
Но есть небольшая разница: Гипермаркет сам свои цены устанавливает, а региональному оператор нет. Региональному оператору тарифы утверждают региональные власти, которые могут и забыть включить в тариф расходы на установку контейнеров.
Если в тариф включены расходы регионального оператора на установку контейнеров, то без лишних вопросов он обязан за свой счет оборудовать контейнерные площадки за свой счет.
А вот как быть в том случае, если региональные власти забыли включить в тариф расходы на контейнеры? Вопрос пока открытый.